Воспоминания очевидца. Нравоучительные записки.
Со временем всё забывается и в ржавом решете памяти застревают только отдельные кусочки. Они у каждого свои, что создаёт у слушателей или читателей пёструю, но искажённую картину минувших лет. И тогда Шарль де Бац подменяется Д’Артаньяном, а Эдит Штайн – Даниэлем Штайном, и литературная правда жизни гордо шествует, топоча и попирая действительность.
Ан нет, судари мои, пока я ещё помню, что означает патриотический призыв «По рыжему, по рваному!..» (а это вовсе не про Чубайса), и пока живы мои дряхлеющие и маразмирующие современники, готовые подтвердить истинность событий, миссия моя и высшее предназначение – описать, как это было на самом деле.
1. Воспоминания очевидца. Как я стал членом Ярославского обкома комсомола.
Сижу я это, стало быть, у электронного микроскопа, когда вбегает наш секретарь комсомольской организации Витя Законнов.
- Поедешь, - говорит, - делегатом на областную конференцию комсомола.
Я, понятное дело, сразу бухтеть: - А чё это я? А почему это вдруг я?
- А потому, - говорит, что вас у нас двое таких. Которые ещё комсомольцы, но уже младшие научные сотрудники, кандидаты наук. Ты и Шурик Свирский. Шурик в больнице. Стало быть, ехать – тебе.
- Не, - говорю, - не могу: мне надо в командировку в Москву на конференцию.
- Вот и поедешь на свою конференцию через Ярославль.
- Не, не могу: мне к конференции готовиться надо.
*уважительно* - О! Ты там в Москве доклад делаешь?
- Не. Но всё равно не могу, мне готовиться надо.
- А твоя кандидатура уже утверждена райкомом.
Тут следует моя реплика. Но вежливая и цензурная: не забывайте времена, всё-таки про райком и секретарю комсомольской организации говорю.
Уходит.
Через минут пятнадцать прибегает снова: - Вместо тебя Серёжа Г. поедет!
- Вот и прекрасно :)
А Серёжа Г. – моего возраста, но не комсомолец, а молодой партиец. Главный инженер на этом же электронном микроскопе. Рубаха-парень, широкая улыбка, светло-русые волосы, серо-голубые глаза, активист, энтузиаст, за какую-то активную деятельность его уже даже в Москву посылали, где у Знамени Победы фотографировали.
Возвращаюсь я из командировки и узнаю: на областную конференцию комсомола ездил Серёжа.
Но, чтобы не переоформлять документы в райкоме, ездил под моим именем. Номера в гостинице были забронированы, так что паспорт предъявлять не надо было, вся регистрация по мандатам.
Первая наколка там же в гостинице и случилась. Подходит к делегации нашего района первый секретарь Рыбинского райкома комсомола и спрашивает: - А где здесь у вас делегат Фрюша?
- Вот, - говорят ему, предъявляя Сергея. Он его внимательно оглядывает и говорит: - Нет, это не Фрюша. Я Фрюшу хорошо знаю. А куда вы дели Фрюшу - и кто ЭТО?!!
Тут они все дрогнули, потому что попытка попасть на областную конференцию ВЛКСМ по подложным документам могла ох какими неприятностями обернуться. Отвели его в сторону, по-дружески объяснили ситуацию, попросили войти в положение. Оказалось – он просто курсом младше меня учился, увидел знакомое имя, повидаться захотел. Ладно.
Вторая наколка произошла уже на конференции. Видимо Сергея кто-то запомнил в период его посыла через Ярославль в Москву к Знамени Победы, потому что подвалил к нему кто-то и спрашивает: - Скажите, как ваша фамилия?
- Вот, - говорит он неуверенным голосом, предъявляя мандат, - вот, здесь написано.
- Я вижу, что написано, - отвечает тот, - а вы скажите, как ваша фамилия.
Обошлось.
В результате сочетания внешности Г. и моей героической трудовой биографии он/я им глянулся, и его/меня избрали в обком ВЛКСМ.
- Ладно, - говорю я, - ну, пусть так дальше туда и ездит.
Ан не так просто. Приходит телефонограмма на администрацию: командировать младшего научного сотрудника Фрюшу на стоко-то дней в Ярославль для подписания рапорта Съезду КПСС. Тут уже командировка за счёт организации, дело подотчётное, не мандат, а паспорт. Еду.
Приехал. Посмотрели они на меня, ахнули и говорят: - Знаете, подписание будет телевидение снимать… Район у вас в основном аграрный, вы не возражаете, если за вас молодой тракторист подпишет?