Именно на этом построен экономный «западный» стиль питья алкоголя: маленькими глоточками. Российский стиль – пить залпом, одним глотком. Здесь в противоположность экономности идут лихость и размах («удаль молодецкая»). При этом ещё «между первой и второй промежуток небольшой»: выпить вторую порцию надо до того, как почувствуется действие первой.
Этот стиль известен по всему миру как русский, иллюстрирую цитатой из книги В.А. Аграновского о разведчиках-шпионах: «П р о в а л. Подходит, представьте, человек к бару, заказывает двойной виски и вдруг "ахает" одним глотком - что дальше? Может "гасить свечи", потому что все, в том числе, конечно, бармен, молча на него уставятся: он же русский!»
В 1989-м пригласил меня Виддель в Бремен провести у него в институте семинар. Вечером он пришёл – как вежливый хозяин – составить мне компанию в баре моей гостиницы. Сидим, пиво пьём, беседы беседуем. Вдруг он меня спрашивает: «А хотите водки?». Да нет, говорю, зачем же. После его второго или третьего вопроса я понял, что здесь не всё так просто. Ну, говорю, если вы составите мне компанию… Да, говорит он, я хотел вас просить: научите меня пить водку по-русски – одним глотком! Заказал он две водки. Принесли: по 25 мл в маленьких уплощённых рюмочках (бокальчиках? не знаю, как они называются) на высокой тонкой ножке, чтобы рука не грела содержимое. Ну, выпили их «по-русски».
Проходит несколько лет – и приглашает меня в Бремен провести семинар в том же институте Йоргенсен – второй содиректор. У них с Видделем области работ разные, а я в обеих работал. Приезжаю я, встречает меня Йоргенсен, а у него за спиной Виддель маячит. Выглядывает Виддель вперёд и говорит: «А я вас помню!..». Тут мне сразу так приятно стало: Виддель хоть меня и моложе, а вполне классик: он в своей PhD диссертации в 1980-м не просто 6 новых родов описал, а показал ещё ошибочность представлений школы Постгейта о неполном анаэробном окислении у сульфатредукторов. Вот, думаю, какой я семинар у него провёл! А он продолжает: «Вы меня водку пить научили».
Прошло ещё несколько лет. Приехал я в Вагенинген к профессору Стамсу: у нас с ним совместный проект был. Он мне и говорит: «А после обеда я хожу пить джин вон в ту кантину. Составите мне компанию?». А то, говорю. Подходит хозяин-бармен, наливает джин из керамической бутылки в маленькие стаканчики объемом примерно в 70 мл. Стамсу – полную, а на мне – опа! – бутылка кончилась. Так, примерно миллилитров 40 только в стаканчике. Тут Стамс оживляется и говорит: по правилам заведения, если на стакане бутылка кончилась и он не полный, то он идёт за счёт хозяина! И что-то вещает хозяину радостно на голландском. Тот смотрит на мои лысину и очки с пренебрежением и отвечает. Стамс сникает и переводит мне: да, это так, но тут есть уточнение: посетитель должен выпить стакан одним глотком в подтверждение того, что там мало. Сможете? А то, говорю, не вопрос. Стамс гордо поворачивается к хозяину и говорит: он – сможет! Он – из России!