fryusha (fryusha) wrote,
fryusha
fryusha

Рябая судьба

"II. Черты бабы-яги:
1. Положительные...
2. Отрицательные...
III. Бабизм-ягизм в наши дни" (М. Розовский)

Попытка разбора народной сказки.
Жили-были дед да баба. - Нормально, показывает, что средняя продолжительность жизни мужчин и женщин у нас в стране большая.
И была у них курочка Ряба. - Они сельские жители. И жили, стало быть, хорошо, пенсия достаточна, потому что курица у них была только одна в хозяйстве. Жизнеутверждающе.
И снесла им курочка Ряба яичко. - То есть, опять же, им и пенсии хватало, а это так, просто. И без коррупционного умысла, подарок. Без петуха официального, но кому какое дело.
Дед его бил-бил - не разбил, баба била-била - не разбила. - Явно уже более поздняя вставка, проплаченная врагами! (Раньше врагов условно называли "ЦРУ", но когда оказалось, что разведчик - это звучит гордо, их стали условно называть "Госдеп".) Во-первых, злостный поклёп на наших деда и бабу, которые якобы избивают куриного зародыша, а, во-вторых, это чтобы у наших-то да не хватило сил что-то разбить!
Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. - А вот мышка не оговорена как жилец у деда с бабой. Возможно, она из другой сказки: приглашённая, чтобы репу вытаскивать: мышь-гастарбайтер. Национально-патриотический намёк на то, что активность гастарбайтеров опасна для нашего хозяйства. Во всяком случае, если бы дед и баба вправду бы били яйцо, они легко смогли бы его разбить.
Дед плачет, баба плачет. - Цензурная обработка сказки. В естественном тексте бабка, отдраивая пол, наверное, ругалась нехорошими словами.
В наиболее древнем варианте, у Афанасьева, сказка именно так и кончалась: трагически. Более того, подчёркивая, что материальный разор деда с бабой имел негативное влияние и на духовную жизнь страны, сказка у Афанасьева кончалась тем, что дьяк разбил церковные колокола, а поп изорвал книги - !
Однако же, вариант сказки в передаче Толстого намного веселее:
А курочка Ряба кудахчет: - Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко - не простое, а золотое!
Понятно, что курица не может снести золотое яйцо, но насколько же нам дорог этот возвышающий нас оптимистический обман! Хотя и тут возможны варианты:
- курица хочет утешить деда и бабу ложными обещаниями,
- без всяких утешений: это предвыборные обещания курицы,
- у курицы есть золотой стабфонд, и она вправду даст деду и бабе золотое яйцо,
- золотое яйцо деду и бабе оплачено госдепом,
- ну, бывают же и чудеса на свете тоже! Главное - верить!
Tags: палеолингвистика, сказки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments