fryusha (fryusha) wrote,
fryusha
fryusha

Кросспост.

http://mel-nizza.livejournal.com/53615.html
"Итак, свершилось: они таки свернули шею системе образования. Зонтик, который они трепетно держали над школой, трансформировался сначала в фиговый лист, а теперь, собственно в саму фигу. В пятницу в думе с крейсерской скоростью прошел третье чтение закон под скромным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Суть закона - переход к платным образованию и здравоохранению. Впрочем, поучиться и полечиться можно будет и бесплатно - в лепрозории или в рамках госзаказа. Надо сказать, что движение к нынешней ситуации было перманентным и последовательным. Оно началось в тот момент, когда движимая бескорыстной любовью к грантам и другим либеральным ценностям, группа господ в полосатых купальниках взялась за исполнение рекомендаций МВФ по реформированию отечественной школы. Последняя была названа в докладе упомянутого фонда весьма неадекватной статусу России как сырьевого придатка (в частности, по причине явно завышенного числа людей с высшим образованием). Способ урезания числа слишком образованных был придуман бесхитростный. Система выпускных и вступительных экзаменов (устных и развернутых письменных) заменилась тестами с непрозрачной процедурой разработки и отбора тестовых заданий, непрозрачной процедурой пересчета первичных баллов в итоговые, непрозрачной процедурой проверки заданий так называемой части С. Основная цель этой замены заключается в отсечении от возможности поступать в вузы набравших ниже определенного (произвольно объявляемого в зависимости от конъюнктуры) количества баллов. Параллельно ставилась еще группа задач: выстраивание системы оценки качества работы школы в зависимости от результатов ЕГЭ, сегментация образования по социальным уровням, по интеллектуальным уровням и др. Понятно, что перед публикой выставлена была дымовая завеса. Де, мочи не было от учителей-очковтирателей и репетиторов-коррупционеров, а вот кому система заморская, антикоррупционная! Одним из немногих аргументов чиновников от образования, приложивших огромные усилия для легализации в глазах общества идеи единого госэкзамена, является тезис о том, что ЕГЭ - это всего лишь инструмент, с помощью которого можно увидеть более или менее объективную картину, никак не влияющий на логику образовательного процесса. Тезис этот был заведомо недобросовестен, ибо здесь имеет место подмена понятий: замену образовательной парадигмы называют технической сменой измерительной процедуры.Определяющим преимуществом отечественного образования была его ориентированность на устный (и развернутый письменный) экзамены. Такой экзамен в качестве ведущей формы итоговой аттестации предполагал заточенность учебного процесса во всех его компонентах прежде всего на речевое развитие школьников, что является необходимым и главным условием формирования мышления. Это – альфа и омега педагогической психологии. Мышление и речь формируются одновременно и развитие мышления вне развернутого речевого развития невозможно. Введение тестирования в качестве основной формы итоговой аттестации изменило и цели, и структуру, и компоненты образовательного процесса. Учитель, зависимый от внешней оценки учебных результатов школьников, неизбежно будет работать (и уже работает, и как работает!) на улучшение показателей своей деятельности. А так как показатели измеряются тестами, то и формируют те навыки, которые способствуют лучшему прохождению тестирования. Очевидно, что это не совсем те навыки, которые ведут к интенсивному речевому и интеллектуальному развитию. Разработчики пытаются ввести общество в заблуждение, напевая мантру о спасительной роли заданий группы С. В действительности наличие группы вопросов повышенной сложности внутри структуры классического теста принципиально не может задавать ни логику образовательного процесса, ни логику урока, и даже педагогическая попса из высшей школы экономики не может этого не понимать (впрочем, всякое бывает). Не говоря о том, что совмещение в одном пакете вопросов, предполагающих быстрый ответ (примерно один ответ в минуту по стандартному темпу прохождения заданий части А, например, по физике), и сложных вопросов, требующих времени на размышление, совершенно безграмотно с точки зрения как дидактики, так и педагогической психологии, но на такие мелочи наши герои внимания не обращали. Но дело в том, что ЕГЭ – это лишь малая толика содеянного ими в рамках реформы. Есть вещи и посильнее «Фауста» Гете.
...
Радикальное сокращение времени, выделяемого на преподавание предметов естественно-научного цикла (кстати, при сохранении учебных программ практически без изменений). Суть: физика, химия как предметы вытеснены на обочину школьного образования страны, задорно утверждающей, что она стремится к инновационному наноразвитию. (Астрономия, кстати, изгнана из школы и вовсе. Должно быть по причине своего мракобесия). Аргументация: пусть те, кто догадается, что ему эта самая физика будет интересна и даже полезна, записываются заранее на соответствующие профили (и предпрофили). Забавно, но во время обязательной аттестации школы в с е учащиеся (а не только посещающие соответствующие профили) должны сдать тесты по этим предметам в полном объеме. Не сдадут - школа не получит аккредитации. И вот, собственно, финал. Закуска, так сказать.
Оне предполагают, что государство должно оплачивать некий минимум предметов и часов, а все остальное (в т.ч. подготовка к поступлению) - проблема родителей. Оне представляют преувеличенными траты государства на образование. Им унифицированное образование высокого качества кажется излишним. И вот вместо существовавших ранее гарантий бюджетного финансирования отрасли, (см. Закон об образовании в редакции, например, 2000 и даже 2004 г., формулируется невнятное: «В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.» То есть государство не несет более ответственности за деятельность бюджетных учреждений ни в каком объеме, который превышает государственное задание. Ну, а как, когда, для кого и в каком объеме это задание будет формироваться, какие и кому предстоят откаты, какое ожидается раздолье для уже начинающих жужжать роев посредников и контролеров – эту комедию положений мы увидим в ближайшем будущем.
Tags: общественное, цитаты
Subscribe

  • (no subject)

    В наше сложное время Мадрид Начал новую моду коррид, Где отважный тореро Может всем для примеро Заколоть на арене ковид.

  • (no subject)

    В ЖЖ milij-rizhik по вторникам сочиняют лимерики, которые хозяйка блога задаёт первыми двумя строчками. В этот раз…

  • (no subject)

    Вдруг обнаружил в телескопе Один учёный астроном На удивление науке Заначку от своей жены.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

  • (no subject)

    В наше сложное время Мадрид Начал новую моду коррид, Где отважный тореро Может всем для примеро Заколоть на арене ковид.

  • (no subject)

    В ЖЖ milij-rizhik по вторникам сочиняют лимерики, которые хозяйка блога задаёт первыми двумя строчками. В этот раз…

  • (no subject)

    Вдруг обнаружил в телескопе Один учёный астроном На удивление науке Заначку от своей жены.