fryusha (fryusha) wrote,
fryusha
fryusha

Цена мозгов

Навеяло ссылками в моей ленте на

http://markiza-d-s.livejournal.com/281038.html?style=mine

о предстоящих реформах в школах – увеличении платности.

Старый студенческий анекдот.

Экзаменатор студенту, ехидно: - Если бы вы могли выбрать: мешок мозгов или мешок денег – что бы вы выбрали?

Студент: Деньги!

Экзаменатор, ещё более ехидно: - А я бы выбрал мозги!

Студент: - Ну так кому чего не хватает...

Наука – вузовское образование – школьное образование.

Основная идея руководства – они должны быть не расходной, а доходной статьёй.

И не когда-нибудь, в будущем, когда придут уже другие начальники, – а прямо здесь и сейчас!
И всегда можно найти какие-нибудь примеры, что где-то кто-то уже сразу получает доход – а чем мы хуже?!

Некоторые неправильные люди думают, что сокращённое название Министерства образования и науки - Минобразина.

1. Наука.

Институты Российской Академии наук получают от государства деньги на:
1) зарплату,
2) на коммунальные расходы (водопровод, свет, канализацию) - в определённом размере, чтоб не слишком,
3) на плановый ремонт.
По закону деньги со статьи на статью переносить нельзя, это понятно. На оборудование, реактивы, расходные материалы деньги не выделяют. То есть даже на бумагу и диски, чтобы сдать на них годовой отчет, – денег нет.

В 90-е институты стали делать заказные работы иностранцам по ценам ниже мировых. Пошли заказы из-за рубежа. Министерство оживилось и предложило, что все договора институтов оформляются и оплачиваются в Министерстве, а оттуда передаются в институты. Эта идея обсасывалась не так много лет назад, но не прошла.
Тогда Министерство и Президиум Академии после некоторых взаимных боданий пришли к следующему:
1) институты договора оформляют сами (сет выиграла Академия),
2) Академия в течение 3 лет сокращает численность на 25 % (сет выыиграло Министерство),
3) академиков запрещается убирать с руководящих должностей по возрасту (Академия),
4) финансирование Академии сокращается (Министерство),
5) дополнительные деньги на Академию выделяются, но идут в виде конкурсных проектов, где конкурс выигрывается не по качеству работы (ведь кто же его может заранее оценить!), а кто предложит выполнить в меньшие сроки и за меньшие деньги (Академия получает государственные деньги, Министерство отыгрывает разницу в стоимости проектов).
Основная идея: наука должна приносить деньги не в будущем, а прямо сейчас. Основание: иностранцы не дураки: раз они вам платили, значит – есть доход.

Можете – вот и зарабатывайте. Зарплата старшего лаборанта – 10 тысяч рублей в месяц, зарплата доктора наук – 16 тысяч рублей в месяц, всякие там младшие научные, инженеры, кандидаты наук – в промежутке. Стипендия аспиранта Российской Академии наук – специалиста после вуза, готовящего кандидатскую диссертацию и проходящего повышение квалификации после вуза в течение 3 лет – все эти три года – полторы тысячи рублей в месяц! То есть ниже прожиточного уровня и ниже денег, выделяемых на содержание заключённого.

Основная проблема – отсутствие госзаказа: специалисты готовятся и конкурсные задания выполняются для – ? Много вы знаете новых открытываемых заводов и производств? А раз так, то Министерство по своему право: зачем нам наука?


2. Подготовка специалистов повышенного уровня – защиты кандидатских диссертаций.

Ученая степень кандидата наук была разработана в те годы советской власти, когда специалистов не хватало, а была нужна своя красная профессура. Вот и была введена обязательная планка: кандидатские экзамены-минимумы на владение иностранным языком (то, что в царской России и так было у выпускников университетов) плюс к этому экзамен по марксистско-ленинской философии. Ну, и диссертация – как подтверждение работы по специальности. Поэтому в Высшей аттестационной комиссии (ВАКе) кандидатская диссертация получила статус квалификационной работы. То есть, формально – открытия, изобретения, новые результаты – не обязательны: просто покажи, что научился работать.

Стипендия аспиранта в вузе – те же полторы тысячи рублей в месяц. За три года аспирантуры он должен подготовить диссертацию, поскольку это – план. Это задание не только для аспиранта, но и для организации – подготовить за три года специалиста. И тут разброс по России идёт чудовищный. 100%-ное выполнение плана в Северо-Кавказском университете. А самые низкие проценты выполнения за 3 года (растягивается на 4-й, а то и на 5-й) – в Российской Академии наук, МГУ, МВТУ, в университете нашего Академгородка...

Заграничные работодатели теперь приучились смотреть на то, где сделана диссертация: в одних случаях её приравнивают к PhD, в других – к диплому магистра.


3. Вузовское образование.

Отсутствие роста производства и науки означает отсутствие мест работы по специальности. Открытие частных вузов под вывеской «все имеют право на образование» привело к тому, что численно количество поступающих в вузы равно количеству выпускников школ. (Просто приезжают ещё из бывших союзных республик.) В последние годы я дважды или трижды был на встречах с Фурсенко. Он сказал (и очень логично, по-своему прав), что образование – вещь дорогая, и нечего его раздавать даром. Кому нужны образованные спецы – пусть те и платят. Нужны Академии – платит Академия. Нужны армии – платит Минобороны. Нужны фирме – платит фирма. Просто хочет получить образование – сам платит. В этом есть своя правота. Но в реале это будет означать: все заплатят!

Смотри:

http://russ.ru/pole/Ne-kazhdyj-bakalavr-imeet-pravo-byt-magistrom

Хотя в законе осталась позиция, что за счет бюджета у нас могут обучаться 170 студентов на 10 тысяч населения, отменено положение, запрещающее сокращать бюджетные учебные места вузов: в результате за последние три года набор на бюджетные места сокращен на 25%. Остальные – платят.

По новому закону стать магистром за бюджетный счёт может только тот, кто а) получил диплом бакалавра за бюджетный счёт, б) переходит из бакалавров в магистры в тот же год, в) доля таких от числа получивших диплом бакалавра – до 30%. Это более красивыми словами излагает руководитель Федерального агентства по образованию Н.И. Булаев: «Что касается магистратуры, то сама конкурсность предполагает, что речь идет о программах более высокого уровня, о наличии иных интеллектуальных способностей и о подготовке специалистов, востребованных в иных сегментах рынка труда». В переводе на деньги это означает: 70% учившихся за бюджетный счет до 4-го курса – тоже платят.

Ну, о размере стипендий студентов я и не говорю. Стипендия при образовании за бюджетный счёт – это не деньги для обеспечения жизни молодого человека, а некоторый символ отсутствия поборов со стороны государства.

Перевод вузов на болонскую систему для тех, кто проскочил мимо бакалавриата и получил обычный советский диплом специалиста (5 лет) – «Этот закон не запрещает специалисту учиться в магистратуре, - сказал Н.И. Булаев, - просто сделать это будет возможно лишь на платной основе. Магистратура для специалиста приравнена ко второму высшему образованию. А оно у нас - платное».


4. Среднее образование.

http://markiza-d-s.livejournal.com/281038.html?style=mine
Tags: общественное
Subscribe

  • Портрет мозга в интерьере

    Начну со старинной притчи. Жили-были на одном острове, от мирской суеты спасались три старца. И уж до того они были правильные, что вздумалось…

  • Пророк Иона на корабле

    Бог насылает саранчу И даже депутата - Ну да, я тоже не хочу, Но близится беда. Не все проблемы по плечу, Мы сами виноваты: Молившись, ставили…

  • (no subject)

    «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» (ВИЛ) Может быть, это прозвучит грубо или…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments