fryusha (fryusha) wrote,
fryusha
fryusha

Categories:

13. Воспоминания. Шеф и Учитель.

У первого своего шефа я проработал 6 лет и 4 месяца. У второго – 6 лет и 4 месяца. Когда у третьего стали приближаться к концу 6 лет и 4 месяца, я начал ходить по лаборатории и говорить:

- Ребята, меня скоро с работы вышибут L

- За что?

- Не знаю, но у меня статистика.

Когда исполнилось 6 лет и 4 месяца, то моего третьего шефа вызвал Овчинников и предложил ему директорствовать институтом в Москве. Шеф согласился. Лабораторию расформировали. Прямой и открытый Володя С. подошёл ко мне и сказал:

- Гад ты, Фрюша, и редиска! Тебе всё равно: у тебя статистика, - а нам за что?

 

С чем мне везло по жизни, так это с шефьями.Ни один из них не был заурядным человеком – и у каждого я чему-нибудь учился. Каждый из них заслуживает отдельного рассказа, но именно второго я считаю своим Учителем. Тем более, что мои первый и третий были его учениками, так что всё это время я оставался в пределах одной школы.

 

 

Когда я начал работать – сразу после школы, – то Сергей Иванович был консультантом нашей лаборатории (на общественных началах) и  - уже давно для меня - членом-корреспондентом АН СССР. Позже я читал в одном журнале, что в членкорры его выдвинули в его отсутствие, когда он был в экспедиции. И в нужных бумагах за него расписались. Полагаю, что это верно, потому что уже на моей памяти его пытались выдвинуть в академики – тогда он положил на стол заявление об уходе и сказал, что останется только при условии, что на это место выдвинут М. (Выборы выборами, а разнарядка и объявление мест на определённую узкую специальность (что уже означает предварительный отбор до конкурса) были в Академии всегда.) Так что академиком стал М. Наградные анкеты – тоже уже на моей памяти – Сергей Иванович заполнять отказался. Впрочем, орден всё равно пришлось получать, потому что их заполнила втихую и расписалась за него его ученица J

Ещё он в советские времена был верующим, посещал церковь – и жертвовал на церковь. Поверьте мне, что в те времена это было совсем иным, нежели нынче хвастаться, что имеешь одного духовника вместе с допущенными к гостайнам лидерами страны.

Но я хочу здесь не о внешней стороне написать, это только для создания некоторого представления. Здесь – об уроках, которые я получал из общения.

1. К моему коллеге, другому его ученику: - Саша, ты слишком строг к людям. Вот, заладил про N: «Дурак», «дурак»... Да, дурак. Но ты прежде всего ищи, что в человеке хорошего есть. Ну, например, дурак, но добрый...

2. Мне: - Никогда не нужно оправдываться. А то создаётся впечатление, что человек и вправду виноват. – Я: - Сергей Иванович, но ведь на самом деле... – Он (прерывая): - Вот именно это я и имел в виду.

3. Заседание учёного совета, посвящённое решениям съезда КПСС. Все выступают с правильными речами должной длины и красоты. Вдруг он поднимает руку: - Можно я скажу? – Все потрясены: от него выступления на Таком заседании никто не ждал. - Да, конечно, пожалуйста. – Выходит и цитирует вождя: - Цели ясны, задачи поставлены, за работу, товарищи! – Идёт на место, садится. Заседание закрывается.

4. Прихожу к нему жаловаться на отсутствие нужного оборудования. Внимательно выслушивает и говорит: - А ты ответь на это своим ударным трудом. – Выхожу из кабинета, кипя эмоциями: я ему о чём, а он мне! Остываю и понимаю, что он прав: а что мы можем сделать? Оборудование из воздуха не возьмёшь. Иду придумывать новую методику L

5. В моём ещё молодом возрасте председатель очередной госкомиссии по проверке состояния Байкала пригласил меня поехать вместе с ним для проведения некоторых анализов. Я сильно обрадовался (Байкал!) и возгордился (председатель пригласил!) и полетел за формальным (как мне казалось) разрешением шефа. – Нет, - сказал он мне твёрдо. – Не разрешаю. Потому что вокруг Байкала идёт очень грязная игра, и какие бы ты результаты не получил, они будут использованы в грязной игре. Понимаю, что хочешь увидеть Байкал, но – молодой ещё – увидишь. А сейчас – нет. – А что я скажу председателю комиссии, - уныло спросил я. – Скажи что-нибудь. Если не придумаешь – заходи с козырного туза: скажи, что я запретил. И передай, что и ему не советовал. – Когда я вернулся, он спросил: - Ну, что сказал? J - Зашёл с козырного туза L

6. Навещая лабораторию, проходит  каждый день по всем комнатам и всех сотрудников спрашивает, - Что нового? – Если отвечают, что ничего, то плечи поникают, молча кивает, поворачивается и уходит очень грустно. Поэтому, чтобы его не расстраивать, все пытаются ему показать хоть что-то интересное. Потом слышал, как он рассказывал какому-то гостю: - Мои сотрудники каждый день открывают что-нибудь новое. На следующий день закрывают. Пускай! Зато – каждый день что-нибудь новое.

7. 70-й год, я ещё не его сотрудник. Занимаюсь бумажной хроматографией. А там куча растворителей и т.п., один из которых – дефицитный ацетон: все лабораторные девицы его у меня воруют смывать лак с ногтей. После размышлений нахожу оригинальный выход: перерисовываю алфавит иврита и все флаконы надписываю еврейскими буквами. Сергей Иванович, завершая обход и выходя из комнаты: - Эти надписи сотри, неприятности будут. – Сергей Иванович, так я же не почему-либо, а чтоб ацетон не тырили... – *сразу просекая фишку*: - Я тебе грузинский алфавит принесу. А эти – сотри. Неприятности будут.

8. Уже после его смерти на юбилейном заседании, посвящённом памяти Сергея Ивановича, выступает его ученик (мой третий шеф) академик И. Вспоминает: - К своим сотрудникам он обращался на ты, но если считал, что они поступили непорядочно, то переходил на Вы... – С места сразу подпрыгивает другой ученик, членкорр К. и – с обидой в голосе: - Да, я же вот вроде ничего особенного и не сделал! А он мне сразу на Вы!.. – Хохот собравшихся: на что способен был и остался К., все представляют.

Tags: биография, фото
Subscribe

  • Детские стихи по погоде

    Кто не знает дядю Стёпу? Дядя Стёпа всем пример, Потому что дядя Стёпа Нынче - конди-цио-нер! Он подует на ребят - Все "Спасибо" говорят.

  • Детские стихи

    Крот забанен! Он - бан-крот: Он за банею живёт.

  • Учим классиков

    Волнуясь, конница летит: - Не пей, Гертруда, из копытца!.. Ну, как тут было не напиться, Когда у сына паротит?! Ниф-Ниф, Нуф-Нуф или Наф-Наф…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • Детские стихи по погоде

    Кто не знает дядю Стёпу? Дядя Стёпа всем пример, Потому что дядя Стёпа Нынче - конди-цио-нер! Он подует на ребят - Все "Спасибо" говорят.

  • Детские стихи

    Крот забанен! Он - бан-крот: Он за банею живёт.

  • Учим классиков

    Волнуясь, конница летит: - Не пей, Гертруда, из копытца!.. Ну, как тут было не напиться, Когда у сына паротит?! Ниф-Ниф, Нуф-Нуф или Наф-Наф…